Этнография на холсте Митрофана Тебетева. Из серии «Сосьвинские манси»

Этнография на холсте Митрофана Тебетева. Из серии «Сосьвинские манси»
Фото: torummaa.ru

К теме сосьвинских манси, богатых своей культурой и историей, Митрофан Алексеевич обратился когда начинал делать свои первые шаги в изобразительном искусстве. Первой стала картина «Шуга на Сосьве». Пейзаж Сосьвы так поразил художника, что он тут же сбегал в магазин за полотном и, натянув полутораметровый кусок холста прямо на стену одного из домов северной деревни, принялся писать с натуры. Именно поэтому, наверное, пейзаж подкупает своей реальностью, естественностью, искренностью. Первый пейзаж с натуры был написан в 1944 году.

В 1958 году на первой выставке самодеятельного искусства в экспозицию, помимо первой тематической картины «Ханты читают газету на родном языке» была включена картина «Шайтанский пейзаж».

Через полвека Митрофан Алексеевич снова обращается к этой теме, на рубеже веков работает над новой серией картин «Сосьвинские манси».

В статье тюменского искусствоведа А.А. Валова «Художники-первопроходцы, их последователи», опубликованной в этот период, размышления об уникальном направлении в югорском изобразительном искусстве, выгодно отличающим изобразительную палитру Югры от других регионов. В искусствоведческой литературе оно обозначается терминами «наивное искусство» или  «примитивизм» и относится к художникам, не получившим профессионального образования по системе академических канонов.  Под девизом: «примитивность форм отнюдь не означает примитивности содержания» организовывались выставки Петра Бахлыкова, П. Шешкина, М. Тебетева, Д. Змановского, А. Гришкина , Г. Тимофеева, М. Климова.

Содержательной и привлекательной стороной группы этих художников был народный фольклор, природа, быт аборигенов, современная действительность.

Отвечая на вопрос: «Что же их заставило почти одновременно взяться за художественное ремесло, проявлять солидарность другу к другу, творческое соревнование? искусствовед отмечает: «…каждый их них шел своим путем в художническом исследовании одной и той же темы – темы жизни Югорского края… Глобальные преобразования, вызванные индустриальным освоением Севера, пробудили в них гражданское самосознание, творческие задатки. И чтобы успеть высказаться, одни учились на ходу заочно, как Тебетев, другие по книжкам или иным путем икали форму выражения замыслов, адекватную их чувствам и переживаниям. Поэтому ностальгия, восторг, созерцательное размышление, даже публицистика, объединенные неравнодушной любовью к родным местам, нашли яркое выражение в творчестве. А это немаловажно!»

Валов А.А. Художники-первопроходцы, их последователи //
Окно в Югру : атлас-путеводитель /авт.-сост.
Куриков В. М. – Ханты-Мансийск, 2005. – С.364.

 

Смотрите картины на странице проекта

 
По теме
У ВОДЫ – БЕЗ БЕДЫ - ЦБС г. Ханты-Мансийска В городской библиотеке №5 недавно состоялись уроки безопасности «У воды без беды».
ЦБС г. Ханты-Мансийска
Увеличить - Дума Ханты-Мансийского АО Депутат Думы Югры, член фракции «Единая Россия» Василий Филипенко оказал финансовую поддержку организации военно-исторической реконструкции в Ханты-Мансийском районе, посвященной подвигу уроженца Шапшы Ивана Петровича Лыткина.
Дума Ханты-Мансийского АО
лето - ЦБС г. Мегиона В библиотеке состоялась очередная встреча с летним школьным лагерем «Дворец искусств», темой встречи стало ассорти из народных мотивов.
ЦБС г. Мегиона
жуки - ЦБС г. Мегиона Что мы знаем о насекомых? Да, пожалуй, лишь то, что их много, они разные и многие из них живут в непосредственной близости с человеком.
ЦБС г. Мегиона