Хрисанф Мефодьевич Лопарев

Многогранная деятельности Хрисанфа Лопарева вызывает неподдельный интерес у наших современников, поэтому и родилась идея проведения Лопаревских чтений один раз в два года. В рамках этого культурного мероприятия у краеведов, историков, да и вообще людей неравнодушных к прошлому своего края появилась возможность рассказать о своих творческих находках, поделиться итогами исследовательской деятельности, прикоснуться к судьбам людей, внесших весомый вклад в развитие округа.
В общем, любой доклад на Лопаревских чтениях, а в этот раз их было 26 – из округа, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы – это приоткрытая дверь в наше прошлое, и с каждым разом она открывается все шире. Посмотрим, что же открылось в этот раз? 

Француз изучал Россию

«Барон Де Бай из археологическо-этнографической экскурсии в Сибирь: по материалам архива Х. Лопарева» – такой доклад представила заведующая отделом краеведческой литературы и библиографии Государственной библиотеки Югры Татьяна Пуртова.

По ее словам, первоначальной целью обращения к архиву Хрисанфа Лопарева был поиск материалов для третьего издания книги «Самарово». Вероятность такого издания обсуждалась на предыдущих Лопаревских чтениях, но удалось найти только небольшую папку, в которой содержатся выписки и вырезки из газет того времени, так что с идеей третьего издания книги пришлось распрощаться. Но поиск оказался не бесплодным: обнаружены новые документы, проливающие свет на круг знакомых Лопарева.


…Летом 1896 года по заданию министерства образования Франции в Сибирь выехал известный ученый, археолог барон Де Бай. С Лопаревым они встречались в 1883 и 1890 годах. В Самарово барон прибыл 26 июля 1896 года. Узнав об издании книги «Самарово», он приобрел два экземпляра и отправил автору в Петербург визитную карточку, а Лопарев в ответ свое приветствие.
Среди путешественников, изучавших в те годы север Западной Сибири, было много известных имен, а фамилия Де Бай была неизвестна. Так кто же он, барон Де Бай? Докладчик нашла о нем интересную информацию и представила ее участникам Лопаревских чтений. Оказалось, что в 2011 году в Екатеринбурге в областном краеведческом музее была открыта выставка «Уральские экскурсии барона Де Бая». Этот человек в течение 30 лет был тесно связан с Россией, он шутливо называл себя полуфранцузом-полурусским. 
Барон Де Бай был участником археологического съезда в Москве (1890), изучал историю городов, обычаи народов, опубликовал ряд книг по результатам археологических экспедиций в России. Как видим, одно лишь упоминание в переписке Хрисанфа Лопарева ранее неизвестного имени открыло интереснейшие пласты отечественной истории, связанные с зарубежными исследователями России.

Вскрыли захоронения

По сложившейся традиции, на Лопаревских чтениях звучат доклады, посвященные истории Югры, краеведческой деятельности библиотек, музеев, образовательных учреждений.

Один из таких докладов на тему «Результаты историко-археологических исследований на территории церкви Вознесения Господня в поселке Горноправдинск» представил кандидат исторических наук Александр Кениг. Первая церковь в бывшем селе Филинском (старое название поселка) была построена еще в XVIII веке, о ней упоминает в своих заметках 1740 года исследователь Сибири Миллер.
А каменная – построена в 1835 году, здание сохранилось до нашего времени и теперь подлежит реставрации. Но прежде необходимо было провести археологические работы, что и было сделано в 2012 году.
По словам Александра Кенига, долгие годы квартировавшие в здании церкви ремонтные мастерские сделали свое дело: земля вокруг более чем на метр пропитана соляркой, от чего имеет сине-серый цвет. Начиная раскопки, археологи надеялись найти здесь могилы – в прошлые века около церквей располагались кладбища.
Выбрать территорию под раскопки было сложно, так как рядом дорога и теплотрасса. Удалось заложить три участка, на одном из них найдено семь захоронений, еще два захоронения оказались под теплотрассой, их законсервировали, а остальные вскрыли. Перед вскрытием могил местный священник отслужил панихиду. Останки усопших пока передали церкви, их торжественно захоронят и установят памятник после окончания реставрационных работ и благоустройства территории. Проведение археологических и реставрационных работ – это дань уважения старожильческой культуре, которую представляли русские, заселившие Север. К сожалению, именно этот пласт культуры долгие годы находился в забвении, правда, в последние годы наметились изменения: в рамках общеокружной программы началась реставрация церквей, проведение археологических раскопок. Полученные материалы сейчас изучают специалисты.  

Хорошо бы издать сборник

С докладом «Тобольские родственники Х. М. Лопарева: материалы к родословной» выступил один из организаторов Лопаревских чтений – краевед, журналист Валерий Белобородов. 

Это он открыл для земляков два архива в Санкт-Петербурге, где сегодня можно обнаружить документы о жизни и научной деятельности Хрисанфа Лопарева: Исторический и архив Российской Академии наук. Свой доклад он построил на основе переписки Лопарева с родственниками.
В XIX веке в Тобольске жила сестра Хрисанфа Лопарева Парасковья Мефодьевна, которая вышла замуж за тобольского мещанина Никиту Анисимову. Как предполагает автор доклада, именно в этой семье и жил Хрисанф Лопарев, когда учился в гимназии. У Анисимовых был сын Алексей, в доме которого позже останавливался Хрисанф Мефодьевич по дороге из Петербурга в Самарово.
Умер Алексей Никитин рано, в 1913 году в возрасте 42 лет. Семья, где было восемь детей, осталась без кормильца, и ей на помощь пришел Хрисанф Лопарев. Без его участия вряд ли бы дети получили образование. Особый интерес Валерий Белобородов проявил к переписке Лопарева с племянницей Феозвой Завадовской, в девичестве Анисимовой: с дядей ее связывали теплые, душевные отношения. 
Обращение к эпистолярному наследию могло бы помочь восстановить родословную Лопаревых. В архивных фондах хранится немало документов, к которым еще не прикасалась рука исследователя. Докладчик напомнил, что через пять лет исполняется сто лет со дня смерти нашего знаменитого земляка, и высказал пожелание, что неплохо бы издать сборник, поместив туда накопившиеся с начала Лопаревских чтений материалы. Заинтересованность в этом важном деле могла бы проявить администрация Ханты-Мансийска, но, к сожалению, никто из ее представителей не участвовал в этом мероприятии. 
Хотелось бы напомнить, что именно администрация города образца 1997 года и управление культуры округа выступили инициаторами переиздания книги Хрисанфа Лопарева «Самарово» тиражом пять тысяч экземпляров. Судя по архивным фондам, творческое наследие нашего земляка представляет огромный интерес и может обогатить наше представление о разносторонних талантах сына земли Югорской. 

А где колокола?

Некоторые факты о ликвидации Самаровской церкви  Покрова Пресвятой Богородицы представила в своем докладе консультант Архивной службы Югры Ольга Спиридонова. 

Этой церкви, ее священникам посвящена не одна страница книги Хрисанфа Лопарева «Самарово».
Как происходила ликвидация церкви? – вопрос, который волнует прихожан и историков. Но, как утверждает Ольга Спиридонова, в архиве не сохранились документы,  напрямую касающиеся этого печального события. Сведения пришлось собирать по крохам, исследуя документы других фондов.
У архивистов есть несколько версий, почему так произошло. Одна из них: церковь была ликвидирована в 1930 году, документы переданы в райисполком, но вскоре они сгорели во время пожара. Вторая версия: документы могли утонуть в Иртыше при перевозке из Самарова в Тобольск.
По словам сотрудника архива, жители Самарова прибегали к различным способам, чтобы сохранить возможность проводить службы в здании церкви, вплоть до создания местной религиозной общиной обновленческой церкви.  
Заявление прихожан о передаче храма «обновленцам», адресованное в райисполком, датировано 1928 годом, но положительного ответа верующие не получили. Они не смогли собрать деньги на ремонт, что стало веским аргументом в деле ликвидации церкви.
Сама история разрушения храма обросла различными легендами, до сих пор неясно – куда исчезли колокола, иконы, имущество церкви? Докладчик напомнила, что в прошлом в Самарово было три часовни, сегодня осталась одна – Никольская, приспособленная под жилье. Особенностью советского времени было стирание исторической памяти в поколениях россиян. Проведение Лопаревских чтений – это попытка вернуть нам память о прошлом.

  

«Новости Югры» № 135 (18713) от 21.11.2013 Нравится Твитнуть Так же в рубрике: Фееричные наряды для фееричных женщин Девушки, выглядящие как Африка, как куклы, как нефть… Вышагивают по подиуму – яркие, уверенные, независимые. «Молодой дизайн Югры – 2013» стал событием в творческой жизни округа, организатором Многоцветье традиций Любое событие когда-то происходит впервые. Ноябрьский культурный форум в Югре тоже оказался первым. Он вызван к жизни обстоятельствами государственной важности, состоянием межнациональных отношений в Наведём мосты между народами Югра готовится к «Году культуры» Культура не должна быть дотационной сферой экономики округа, ее роль заключена в улучшении качества жизни нефтедобывающего региона. Эта мысль стала лейтмотивом прошедшего культурного форума. А чтобы Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий без премодерации, пройдите авторизацию при помощи своей учетной записи в одной из социальных сетей, представленных ниже

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Ещё новости о событии:

Многогранная деятельности Хрисанфа Лопарева вызывает неподдельный интерес у наших современников, поэтому и родилась идея проведения Лопаревских чтений один раз в два года.
17:55 21.11.2013 Новости Югры - Ханты-Мансийск
Многогранная деятельности Хрисанфа Лопарева вызывает неподдельный интерес у наших современников, поэтому и родилась идея проведения Лопаревских чтений один раз в два года.
17:06 21.11.2013 ИД Новости Югры - Ханты-Мансийск
 
По теме
В дежурную часть ОМВД России по Сургутскому району с заявлением обратился 43-летний житель Оренбургской области, работающий в Сургутском районе вахтовым методом, который сообщил,
За прошедшие сутки зарегистрировано 63 преступления, по горячим следам раскрыто 43, из них 6 краж, 2 мошенничества, грабеж, экономическое преступление, 9 фактов незаконного оборота наркотиков.
О Р И Е Н Т И Р О В К А - УМВД по Ханты-Мансийскому АО - Югре ОР ОУР ОМВД России по г. Нефтеюганску, ХМАО-Югры разыскивается без вести пропавший: Залозных Роман Эдуардович, 18.12.2003 года рождения, уроженец: г. Нефтеюганск, Тюменской области.
УМВД по Ханты-Мансийскому АО - Югре
За прошедшие сутки зарегистрировано 63 преступления, по горячим следам раскрыто 43, из них 6 краж, 2 мошенничества, грабеж, экономическое преступление, 9 фактов незаконного оборота наркотиков.
УМВД по Ханты-Мансийскому АО - Югре
В дежурную часть ОМВД России по Сургутскому району с заявлением обратился 43-летний житель Оренбургской области, работающий в Сургутском районе вахтовым методом, который сообщил,
УМВД по Ханты-Мансийскому АО - Югре
Таблетка  для души - газета Сургутская Трибуна Зачем медикам психолог и кто помогает им бороться с профессиональным выгоранием Почти два года система здравоохранения находится в центре внимания.
газета Сургутская Трибуна
В приветственном слове главный врач детской поликлиники Ирина Лазарива особо отметила вклад волонтеров – медиков в просветительскую и профилактическую работу учреждения.
Администрация г. Нягани
Акция «Музей для всех» - Музей Природы и Человека С 3 по 5 декабря в рамках Акции «Музей для всех» к Международному дню инвалида музей предлагает:
Музей Природы и Человека