Весна в Москве пришла с Вороньим днём

Сокровища Севера в минувшие выходные оказались доступными любому москвичу и гостю столицы. Достаточно было только добраться до ВДНХ – и вот они достижения народного хозяйства и культурной политики северных широт – от рыбы до песен.

В чумах угощали ухой и кедровыми орешками
Молодые мамочки тянули детей к живым оленям. Где еще юный москвич сфотографируется с олешкой в интерьерах кочевья? На импровизированной сцене выступали артисты с Ямала, Чукотки и Камчатки, шаманский бубен сменялся горловым пением. Вот где продюсерам «Голоса» отбирать бы дарования! 
У прилавков с северной продукцией как всегда очередь.
– А это что?
– Дичь.
– В перьях?!

Потом мне продавцы, торгующие деликатесами общин Югры, признались: москвичи любят все готовое. Если рыба – то уже копченая, если утка – так, чтобы сразу в рот положить.

Такое время полуфабрикатов.
А выставка «Сокровища Севера» не про то. Она про уникальность и неподражаемость. У каждого региона есть что-то свое. Вот и кондинскую клюкву кто-то из покупателей принял за вишню. И я этого дилетанта понимаю: уж очень крупная, отборная ягода, в супермаркетах такая не встречается.

Побольше детей и оленят
Ханты-Мансийский округ, постоянный участник выставки, в этом году представил «Народные художественные промыслы Югры». Посетители выставки оказались вовлеченными в весенний праздник Вороний день. 
– Основная идея проекта непосредственным образом связана с общей концепцией культурной политики округа и страны в целом, ориентированной на формирование единого культурного пространства и сохранение культурного наследия, – говорит Ольга Бубновене, директор Центра народных художественных промыслов и ремесел из Ханты-Мансийска.
Ксения Илауски, заместитель директора центра, стала моим гидом по экспозиции.
Она говорит, что каждый раз хочется удивить посетителей выставки «Сокровища Севера», показать то, что у других не встретишь.
На этот раз остановились на ежегодном весеннем празднике ханты и манси...
– Смысл Вороньего дня, – говорит она, – в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот – пусть родится больше здоровых и умных детей, а важенки подарят хозяевам хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч. 
Исследователи предполагают, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные «Куриньку», «Акань-акань» и «Ойка йикв». Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни ставили стол, а на него – жертвенную пищу для ворон. У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На березы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с веселыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой не трогать оленей и оленят. На Северной Сосьве и Ляпине еще зимой заготавливали мясо олененка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей. С Вороньим днем были связаны различные приметы и гадания: каковы будут весна, погода, улов рыбы, сбор ягод. 
Об этом и рассказывает экспозиция. Она интерактивная. Можно поиграть со стерхами из дерева, рассмотреть традиционную одежду на глиняных куклах, которая своим орнаментом расскажет, на какой реке живет ее владелец. Центральное место в экспозиции «День весны и Солнца – Вороний день» – дерево, не проснувшееся от зимы, на которое слетелись наряженные вороны – символ весны. Вокруг собрались гости в образе кукол в традиционных костюмах, а также куклы из керамики, выполненные на основе традиционных кукол обских ханты.

Возвращение утраченного
– Нам удалось восстановить костюмные комплексы южных ханты на льняном и крапивном полотне, – продолжает рассказ Ксения Илауски. – Дело в том, что до XIX века существовало пять техник вышивки у южных ханты, но к середине XX века все они были утрачены. Цельных комплектов одежды не осталось, все были вывезены за пределы округа.
– Мы ездили в экспедиции, музеи Тобольска, Санкт-Петербурга, Венгрии и Финляндии, где фрагментами сохранилась одежда южных ханты. На реконструкцию ушло десять лет. Но теперь мы можем показать все комплекты одежды этих народов и все пять техник вышивки. Мы гордимся, что по нашим восстановленным народным комплектам одежды работают сегодня этнографы, изучая по вышивке влияние, например, русской культуры на обских угров, – дополняет рассказ художник-конструктор, лауреат премии губернатора в области народных художественных промыслов Югры Виктория Шашкова.
Восстановив по музейным образцам и фотографиям забытые техники, она обучила этим приемам мастериц. Так, Валентина Турута из Лянтора продемонстрировала в Москве платья ручной и машинной работы. Теперь на помощь мастерице пришли современные машинные комплексы, способные воспроизводить традиционный орнамент точь-в-точь. В давние времена такое платье шили более трех лет, теперь срок измеряется днями.
– Очень редко у северных народов в костюме использовалось литье, – в нашу беседу включается народный мастер России Лариса Пастернак. – Но археологические раскопки показали, что одежду с литьем обские угры носили до XVIII века. Археологи нашли даже детское платье, украшенное металлом. Эту технику мы восстановили. Между прочим, именно женщина изготавливала отливку. Готовит обед и тут же, не отходя от котла, отливает себе украшение.
Лауреат премии губернатора округа Лариса Пастернак занимается возрождением древней югорской керамики, исследуя эпоху бронзы и неолита. Ею выполнена реконструкция сосудов от эпохи неолита до средних веков, а также круглой керамики русских сторожилов Тобольского Севера. В своей работе она использует традиционную систему обжига и местную глину из поселка Кирпичный. 
В Центре ремесел считают, что в период глобализации особенно важно сохранить самобытную культуру этносов. В Западной Европе, говорят мастера, этот трепет перед народным искусством утрачивается, а в России понимание уникальности ремесла еще есть. Не случайно в июне в Югре пройдет международный фестиваль ремесел коренных народов мира. 
В Центре ремесел существуют программы для детей, безработных и мигрантов. 

Здесь считают, что процесс адаптации на новом месте пройдет быстрее, если человек узнает про культуру той земли, на которой ему предстоит жить. 

Тур на стойбище
В рамках выставки «Сокровища Севера – 2014» состоялась международная конференция «Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия». 
Заместитель директора департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Александр Комиссаров отметил, что этнографический туризм в округе востребован, туристы посещают традиционные жилища, знакомятся с бытом, национальной кухней, мифологией, музыкальной культурой, национальными праздниками коренных малочисленных народов Севера: День оленевода, Медвежьи игрища, Вороний день, Праздник угощения Луны, День обласа…
По славам Комиссарова, организацией этнографических туров в Югре занимаются 8 туроператоров совместно с 15 национальными общинами. Жителям и гостям округа предлагается более 288 туристских программ – 37 из которых экологической и этнографической направленности.
Заметим, число туристов, посетивших автономный округ в 2013 году, составило 451 тыс. человек, из них 15 тысяч побывали на этностойбище. А это, как утверждает статистика, на 7,2 % больше, чем в 2012 году. 

«Новости Югры» № 48 (18778) от 01.05.2014 Нравится Твитнуть Так же в рубрике: Где искать сокровища Златоуста, или Корпоративный музей как профильный актив Музей – этнографический, краеведческий, художественный… В этом ряду понятие корпоративного выглядит несколько экзотически. При том, что многие корпоративные музеи являются настоящими жемчужинами, Нескучная жизнь «Топоса» В Государственном художественном музее открылась выставка «Топос». Экспозиция представляет вниманию посетителей работы, созданные в экспериментальных техниках, членов Ханты-Мансийского регионального Время югорской Мельпомены Урайский театр-студия «ТТТ» был признан лучшим в автономном округе. В конце прошлой недели в Югорске прошел XIV Фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Театральная весна», в котором приняли Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий без премодерации, пройдите авторизацию при помощи своей учетной записи в одной из социальных сетей, представленных ниже

 
По теме
Мы считаем, что ее лучше один раз увидеть и запомнить на всю жизнь! А еще у нее и яркое название - "Яркий мир" - согласитесь, что звучит по-весеннему!
Торжественное открытие выставочного пространства «Вершины Победы», посвященного событиям Великой отечественной войны, состоялось накануне в СурГПУ.
В Ханты-Мансийске состоялась церемония награждения лауреатов премии Губернатора Югры в области культуры, искусства и литературы, приуроченная ко Дню работника культуры.
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ
img_5092 - Сургутский Краеведческий Музей 27 марта в доме купца Галактиона Степановича Клепикова состоялось открытие выставки «Всё начинается с семьи».
Сургутский Краеведческий Музей