Театр обско-угорских народов «Солнце» после долгого перерыва показал спектакль «Черная песня» о трагической судьбе женщины во время Казымского восстания. Зритель ждал эту постановку, снова плакал и переживал за героев. Эта постановка о вечных ценностях – любви, семье и борьбе за жизнь детей. Мы поговорили с одной из главных актрис спектакля Евгенией Молдановой.
– Евгения, как у вас произошла встреча с театром?
– Мои первые впечатления связаны с «традиционным театром» ханты и манси – Медвежьими игрищами. Они проводились, когда я была совсем маленькой, в моей родной деревне Ванзеват, что стоит на Оби. Помню, как пришла с бабушкой в дом Герасима Молданова, хозяина добытого священного зверя: он, седой старик, сидел в углу возле медвежьей головы, которая была украшена кольцами и бисерными украшениями. В доме было много пожилых женщин, они лепили фигурки зверей из теста. А в это время посреди помещения остальные люди танцевали, исполняли пантомимы и кукольные представления.
Я считаю, в этом древнем театре заложено что-то священное, необходимое для культуры ханты и манси, и хотелось бы это перенести в современный обско-угорский театр. Мне кажется, если артисты театра смогут уловить и сохранить это, мы своим детям передадим духовный стержень предков. При этом на нас лежит большая ответственность. Ведь то, что показывается на сцене, порой идет в повседневную жизнь. Так, например, произошло с огромными узорами на сценических костюмах, которые используют многие коллективы. Глядя на них, некоторые рукодельницы подражают и уже шьют себе одежду с искаженным орнаментом.
– Порой для артиста творческая судьба – это сбывшаяся детская мечта. В вашем случае так можно сказать?
– Никогда не задумывалась: хочу ли быть актрисой. Все сложилось само собой. Я росла в маленькой хантыйской деревне, в семье Михаила и Надежды Молдановых. Наш род очень древний, произошел от хантыйского князя Молдана. Со стороны отца предки были оленеводами, а со стороны мамы – рыбаками. Любовь к искусству мне передала бабушка Матрена Егоровна. Сколько ее помню, она всегда что-то шила, пела песни, играла на тумране. В детстве нам, ее внукам, нравилось приходить к ней и ложиться в ее теплую постель. Бабушка рассказывала сказки, особенно мы любили слушать о Кар ими – сказочной героине, напоминающей Бабу-ягу. Она ловила маленьких детей, которые катались с горки, в огромный мешок. Бабушкин дом стоял на берегу, рядом с горкой, когда мы ее слушали, всегда представляли, что вот, наверное, под той горкой и живет та самая Карими.
В детстве я любила танцевать, занималась в детском коллективе «Тутые» («Огонек») под руководством Маргариты Рябовой. Очень ей благодарна за то, чему она меня научила. И когда в Ханты-Мансийске открылся центр искусств для одаренных детей Севера, я приехала сюда после восьмого класса и поступила на хореографическое отделение.
Поначалу было трудно жить в городе: рядом не было моих родных и любимых людей. Однажды мне приснился сон, будто возле центра искусств экскаватор вырыл огромную яму, и я в нее упала. Он закапывал меня, остался только маленький просвет, в этот просвет я бросила длинные хантыйские чулки и с их помощью выбралась из ямы. Для меня этот сон символичен, этнограф Татьяна Молданова как-то сказала, что именно благодаря родной культуре я встану на ноги. Так и произошло, когда открылся театр «Солнце», его художественный руководитель Ольга Александрова пригласила меня работать.
– Какое для вас имеет значение работа в театре обско-угорских народов?
– Для меня театр – терапия. Недавно я поняла: во всех своих ролях я в конце умираю. И эти роли для меня счастливые, потому что в нашей культуре смерть – это не что-то трагическое, а очищение и перерождение.
Самая важная для меня роль – Анна из спектакля Анны-Ксении Вишневской «Черная песня». Он поставлен по повести Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком» о судьбе женщины, у которой красноармейцы забрали любимого мужа. Она и ее восемь детей на стойбище остались беззащитными перед силами природы.
Так совпало, когда ставился спектакль, у меня в жизни был сложный период. Я даже уехала на время домой к маме, чтобы понять: чего хочу от себя. Приснился сон: мой старый дом разрушен. Для меня это означало, что мои старые жизненные установки разрушились, вернулась в театр уже с новыми силами и взглядом на жизнь. Анна – женщина с сильным характером. Как-то подруга мне сказала: «Если ты сыграешь Анну, сама сильнее станешь». Это и случилось. Спектакль трагичный, и переживания героини очистили меня. Я стала сильнее.
«Новости Югры» № 63 (18793) от 05.06.2014 Нравится Твитнуть Так же в рубрике: Бесценный дар учёного В среде ученых финно-угроведов яркими звездами сияют имена Валерия Чернецова и его ученицы Зои Соколовой. Оба объездили югорский край, стали преданными друзьями аборигенов, а Валерия Николаевича А с вертолёта разбрасывали листовки… В Нефтеюганске отметили 50-летие со дня отправки на «большую» землю первой баржи с Усть-Балыкской нефтью. Югра – богатство России Соровские озера (объект культурного наследия регионального значения) внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий без премодерации, пройдите авторизацию при помощи своей учетной записи в одной из социальных сетей, представленных ниже