Когда нет прямых ответов...

Авторы:  Светлана Поливанова
  • Автор фото:  Игорь Дементьев
  • Фото доп:  из архива пресс-службы губернатора Югры
  • «Человек. Кто ты?» - этот вопрос, ставший девизом 14-го Международного кинофестиваля дебютного кино «Дух огня», состоявшегося в конце февраля -начале марта в Ханты-Мансийске, я задавала многим его участникам. Председатель отборочной комиссии фестиваля, известный режиссер Петр Шепотинник переадресовал меня к произведениям Достоевского, Бродского, Толстого.

    Вопрос действительно сложный, потому что каждый человек -Вселенная. А перед зрителями кинофестиваля на киноэкране предстали сотни человеческих судеб, таких разных и вместе с тем таких похожих в своем стремлении к познанию себя, окружающего мира.

    Вопрос о том, какие мы, чрезвычайно актуален сегодня. Очень задели меня за живое слова президента кинофестиваля Сергея Соловьева, сказанные в обращении о личной ответственности каждого, которая помогает нам порой спасти, казалось бы, в совершенно безвыходной ситуации. «Все мы переживаем непростые времена», - говорил мэтр и в своем обращении, и на открытии фестиваля. - Чем помочь? С кем быть? На чьей стороне? Зачем? Почему? Вопросы ширятся. Прямых ответов нет.

    Вы заметили, наверное, как чаще и чаще в разговорах о том или ином событии, сверхсложном, в котором необходимо учитывать все множество нюансов, его образующих, в качестве конечного ответа появляется относительно новый термин - человеческий фактор. И действительно, если задуматься обо всем всерьез и «по-взрослому», то этот человеческий фактор практически решает все. А что такое человеческий фактор? Кто мы? Откуда? Зачем? Что нами в конечном итоге движет? Мелкая и уже давно непростительная амбициозность или странное, полузабытое чувство личной ответственности за все происходящее на свете?»

    Думается, сам кинофестиваль, который проводится уже 14-й год, тем более в наше непростое время, это уже свидетельство личной ответственности и его организаторов, и Губернатора Югры прежде всего перед будущим поколением. Не случайно в рамках кинофестиваля, по словам Натальи Комаровой, впервые в его истории наблюдалась такая концентрация детского творчества, нацеленного на взрослый мир.

    Кино, которое я люблю

    «Вы помните секрет, с помощью которого Герде удалось спасти Кая?» - спросила юных зрителей на открытии Дня семьи фестиваля режиссер Наталья Бондарчук, представляющая фильм «Тайна Снежной королевы» (мировая премьера картины прошла в рамках Дня семьи фестиваля). Конечно, добрая и чистая дружба. Это все наши непреходящие ценности: дружба, любовь, сострадание, стремление к добру. Сколько таких историй о добре и зле поведал нам кинематограф! Наверное, у каждого из нас есть своя копилка самых любимых мультфильмов и художественных фильмов, которые в свое время оказали большое влияние на наше мировоззрение.

    Организаторы же фестиваля обратились к дошкольникам и школьникам с просьбой рассказать с помощью рисунка о любимом кино. Около 550 зарисовок из любимых фильмов прислали на конкурс «Кино, которое люблю» дети в возрасте от 5 до 14 лет. На рисунках они изобразили любимые фильмы, мультперсонажей, киногероев, деятелей российского киноискусства и даже киномечту. Работы получились яркими, профессиональными и искренними. Победителями конкурса стали 12 юных художников в трех возрастных категориях: от 5 до 6 лет, от 7 до 9 лет и от 10 до 14 лет. Это ребята из Ханты-Мансийска, Нижневартовского района, Магнитогорска, Красноярска, Вологды, Иркутска, Оренбургской и Архангельской областей, Баку и Алма-Аты. Выбрать лучшую работу было трудно, признался на награждении председатель жюри, скульптор Володя Саргсян.

    Основным критерием стала фантазия детей, которые по-своему увидели известные кинофильмы. И потому главная победа в том, что ребята обогатили мир своими детскими фантазиями, и оттого он стал лучше и добрее. «А еще ваш Год детства позволяет детям раскрыться, больше рассказать о своем творчестве», - поделилась мыслями одна из победительниц конкурса - 14-летняя жительница Иркутска Александра Федина. Надо отметить, что в зале присутствовало около тысячи юных югорчан. В качестве особых гостей были приглашены многодетные и приемные семьи.

    Расширяя кинопространство

    Иркутянка Александра Федина никогда раньше не слышала о Ханты-Мансийске. Нынешний кинофестиваль буквально распахнул двери в удивительный мир кино для тысяч россиян, в том числе и жителей Югры. За дни кинофестиваля «Дух огня» в Югре прошло около 500 кинопоказов. Жители окружной столицы могли посмотреть не только конкурсные фильмы: для них были организованы специальные кинопрограммы в кинотеатре «Лангал», в кинозале «Cinema Profi» Югорского кинопроката. Особое место в истории фестиваля этого года заняла программа фильмов стран БРИКС. По словам вице-президента «Духа Огня» Марии Зверевой, «возможное объединение ресурсов стран БРИКС в формате совместного кинопроизводства, создания общего кинопроката и единой актерской базы, обмена аудиториями может сыграть на руку именно российскому кино, переживающему непростые времена».

    Надо отметить, что после окончания кинофестиваля в Югре был открыт кинофестиваль «Эхо XIV Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» на Ямале». Форум прошел в Салехарде, Новом Уренгое и Ноябрьске. Югорчане подарили ямальцам настоящее качественное кино.

    Впервые за последние годы мне было близко и интересно то, что происходило на экране. Объяснение этому феномену дал обладатель приза зрительских симпатий «Золотая тайга» в конкурсе «Российские дебюты-2015», режиссер фильма «Трагедия в бухте Роджерс» Филипп Абрютин. Отвечая на вопрос, какое лицо сегодня у молодых кинематографистов, он отметил: «Молодой кинематографист, дебютант сегодня смелый, свободный и вместе с тем вступающий в активный диалог со зрителем. Мы постепенно приходим к тому, что молодые перестают снимать в стиле артхаус и стремятся пробиться к зрителю, начинают просто говорить об общечеловеческих ценностях».

    Это, несомненно, подкупает. Человек откликается на то, что ему близко, понятно, что его волнует. И еще: он более глубоко и емко начинает видеть окружающий мир, и это рождает в нем «то самое полузабытое чувство личной ответственности за все происходящее на свете», о чем ратует Сергей Соловьев. Именно такие чувства вызвал у меня фильм «Тряпичный союз», который был заявлен в конкурсе «Российские дебюты». Главные герои фильма - молодые люди, которые переполнены желанием изменить мир и при этом не могут найти главную цель, на осуществление которой они бы направили свои силы. Наверное, впервые в жизни я посмотрела на молодых не с позиции легкого презрения: мол, потерянное поколение, что с них взять, - а с позиции взрослого человека, который ответственен за то, как и чем живет молодежь. И, честно говоря, ужаснулась полному равнодушию нас, взрослых, к судьбе этих молодых людей.

    Мне абсолютно понятно, почему впервые за 14 лет существования кинофестиваля «Дух огня» Сергей Соловьев решил вручить приз Президента именно этому фильму. Здесь очень много философии жизни. Практически все, кто снимал фильм, дебютанты. Это фильм о молодых. И о том, каким будет наше будущее.

    Нас будут оценивать наши дети...

    С экрана смотрит мальчик с совершенно пронзительными глазами. То, что он говорит, нельзя придумать, смоделировать. Это надо пережить самому. Особенный взгляд «особенного» ребенка. И от того, что ты видишь на экране, о чем рассуждает главный герой, чем он живет, о чем мечтает, твое видение мира меняется. Ты начинаешь смотреть на окружающий мир его глазами, и мир становится более емким и многогранным.

    Даже трудно поверить, что фильм «Мы просто другие» был снят за несколько дней. (Его авторы благодарят за поддержку няганский фонд социальной помощи «Добро».) Впрочем, это даже не фильм. Это жизнь, отраженная на экране. Жизнь 12-летнего мальчика Кирилла Ярос-лавцева, не по-детски мудрого и сильного.


    Как признается автор фильма «Мы просто другие» Лилия Асадули-на, которая является руководителем Студии кино «Четверг» (г. Нягань), действительно не было режиссуры прямой речи главного героя. Все снято на одном дыхании, единственным дублем. Разговор в формате «вопрос-ответ» в итоге смонтировали «от первого лица». По мнению руководителя Студии кино «Четверг», ни один - пусть даже самый гениальный - закадровый текст не смог бы передать эмоции, мимику, харизма-тику главного героя.

    Думается, искренность, открытость - это отличительная черта всех работ, представленных на конкурсе микрофильмов «ЧелоВечность», который впервые проходил в рамках международного кинофестиваля «Дух огня».
    Мне удалось посмотреть практически все работы, которые прошли отборочный тур. Каждый из фильмов - это удивительная история о человеческих ценностях и смысле жизни, философские размышления о том, что такое ЧелоВечность. Авторы микрофильмов задали очень высокую моральную и этическую планку, размышляя о том, что делает человека человеком.

    Формы этих повествований совершенно разные. При создании фильма «Мы просто другие» режиссер использовал средства документалистики, кто-то - возможности мультипликации, а кто-то достигал своей цели с помощью рисунка. Были очень глубокие монологи главных героев о том, как жить по совести, как в фильме «Все, что мне нужно - это.», и совершенно простые, но искренние детские размышления, что человечность - это то, насколько человек заполнен добротой, любовью и уважением ко всему живому.

    Выбрать лучшие фильмы, честно говоря, было сложно: победителей определяли мы, зрители, всего же на конкурс было заявлено 74 работы. В итоге лучшими были названы фильмы «Мы просто другие» Лилии Асадулиной и «Когда, если не сейчас?» Залии Шайхутдиновой из Ханты-Мансийска.
    Во время церемонии награждения на сцену пригласили не только автора фильма победителя «Мы просто другие», но и главного героя - Кирилла Ярославцева. Он тоже получил приз - ноутбук - из рук полномочного представителя Президента РФ в УрФО Игоря Холманских. «Сегодня в нашей стране проводится множество фестивалей, в мире их еще больше, но этот особенный, - сказал, приветствуя участников кинофестиваля, Игорь Холманских. - Он не только дает возможность проявить себя молодым, начинающим талантам, но и играет важнейшую социальную роль: возрождает интерес к детскому кино, открывает мир людей с ограниченными возможностями здоровья».

    И эти слова как нельзя лучше иллюстрируют слова самого Кирилла о том, какую роль сыграли кино и фестиваль в его жизни: «На церемонии награждения я видел, как выходят великие режиссёры и звёзды и получают свои награды, и я подумал: ведь я могу быть даже лучше, так что когда-нибудь я сам сниму свой собственный фильм, я буду сам режиссёром. Ведь я не хуже других. Я это понял!» Собственно, еще одна задача решена режиссером и организаторами кинофорума: «особенные» люди поверили в себя.

    «Человек меняется из эпохи в эпоху. Невозможно сказать, стал он лучше или хуже. Для нас люди прошлого - это большие величины, нас будут оценивать наши дети. Думаю, эта оценка зависит от того, сколько мы будем вкладывать в детство. Это вопрос краеугольный».
    Раиса Агунович, руководитель детской студии ТРК «Самотлор»

    В дни кинофестиваля состоялся Круглый стол о доступности кино для людей с ограниченными возможностями. Выступавшая на Круглом столе знаменитая режиссер-документалист, в прошлом обозреватель программы «Время» Первого канала Елена Погребижская подчеркнула, что проблемное и социально-направленное документальное кино может не только решать жизненные проблемы героев картин, но и приводить к позитивным системным изменениям на государственном уровне. Ее нашумевший фильм «Мама, я убью тебя!», собравший 500 тысяч просмотров в Интернете, привел к долгожданной федеральной реформе детских домов. По словам Елены, она вначале не поверила, что эта пронзительная картина о проблемах в обычном детском доме может произвести такой эффект. Трудно поспорить с тем, что такое кино меняет жизнь общества к лучшему.

    Во время кинофестиваля у меня состоялось еще одно интересное знакомство. Сначала я посмотрела «Сказку о ЧелоВечности», а потом оказалось, что ребята из программы «Включайся» Нижневартовской городской телекомпании «Самотлор» -ее соавторы. Студия создана в 2014 году. Для того, чтобы стать участником программы, ребята прошли специальный кастинг. В ходе создания программ ребята (возраст - с семи до 15 лет) осваивают азы журналистики и телесъёмки, учатся актёрскому мастерству. Сегодня студию посещают порядка 20 мальчиков и девочек, причём бесплатно. Самые разнообразные темы попадают в их поле зрения: здоровье, спорт, хобби, природа, дружба и учёба.

    «Идея Сказки о Человечности родилась в творческих спорах, -рассказывает руководитель студии Раиса Агунович, - мы собирались с ребятами на планерках, высказывали свои идеи. И однажды поняли, что через сказку проще донести до зрителя какие-то сложные вещи. Сами ребята стали актерами, сами озвучивали текст. Работа получилась очень простой и вместе с тем интересной».

    Так сложилось, что в начале Года детства Губернатор Югры Наталья Комарова посетила участников программы «Включайся». Именно тогда она пригласила юных нижневартовцев принять участие в кинофестивале «Дух огня». Так мальчишки и девчонки впервые приехали на кинофестиваль. Сказать, что им понравилось, не сказать ничего. Ребята написали о том, что больше всего запомнилось на «Духе огня»: и официальное открытие, и красная дорожка, и возможность взять интервью и автограф у знаменитых Бориса Грачевского и Аллы Демидовой.

    А еще они были приглашены на мастер-класс чешских режиссеров. И смотрели фильм «Маленький человечек», который был показан в рамках клуба детского и юношеского фильма «Твое кино». «Мне понравился этот фильм «Маленький человечек», - рассказала о своих впечатлениях Алиса Долба. - Оригинальный сценарий, хорошее музыкальное сопровождение, необычные куклы (интересно, из чего они сделаны?). Даже отрицательные герои очень интересные! Один из них - Паршивец - олицетворяет человеческие страхи. Как же все в зале были рады, когда маленький человечек справился с ними. Этот фильм учит нас, что никакие материальные ценности не заменят друзей, семью, любовь. Особенно мне понравился рецепт дерева о том, как сделать безобразное красивым».

    Ребята очень благодарны Наталье Комаровой за то, что они смогли принять участие в этом удивительном празднике кино. Думается, эта поездка на «Дух огня» станет стимулом для дальнейших творческих проектов в области кино и телевидения.

    В жизни всегда есть второй шанс

    С первых минут тебя не покидает ощущение, что все происходящее на экране происходит рядом с тобой ежедневно и ежечасно в России. И похожие условия жизни, и глубокие внутренние переживания героев, и их повседневные проблемы. И лишь подстрочник под экраном с русским текстом напоминает, что картина снята за рубежом. Мы смотрим конкурсный фильм кинофестиваля «Дух огня» словацкого режиссера Марко Шкопа «Ева Нова». И лишь потом, после просмотра, вдруг осознаем, откуда это стойкое впечатление сопричастности к жизни, показанной на экране. Мы - славяне, и наша культура имеет одни корни. И как бы ни «разводила» большая политика, то, что глубоко заложено в нас, не может не связывать наши народы, не проявляться в мировоззрении, менталь-ности, искусстве.

    Главная героиня фильма Ева Нова мало говорит: самый длинный диалог она произносит в начале фильма (слова Екклесиаста о том, что всему свое время под солнцем, в том числе и собирать камни). В прошлом звезда кино сегодня одинока. Бывший муж, известный режиссер, женился на молодой женщине, которая младше его на 40 лет. Из-за него Ева в свое время бросила своего сына Деде, которого воспитала ее родная сестра. Ушла молодость, прошла и слава, предана любовь. Все, ради чего она жила, оказывается тщетным. От отчаяния она начинает пить. Три раза лечится от алкоголизма. После очередного курса возвращается в пустую квартиру. Пришло время собирать камни.

    Главная героиня снимается практически без грима крупным планом. И этот режиссерский подход достигает своей цели. Героиня абсолютно открыта. Она действительно говорит мало. Все, что глубоко переживает героиня, на экране показано только с помощью эмоций и вот этой ошеломляющей открытости. Это все вызывает у зрителя желание также открыть свое сердце навстречу. И тогда начинается диалог одной души с другой.

    Моя знакомая, посмотревшая этот фильм, после не спала всю ночь. Так глубоко затронула история жизни этой актрисы. Глубокой, цельной натуры, которая ради любви, отказалась от собственного сына. Как тут не вспомнить Анну Каренину? Это заложенное в славянском характере желание идти до конца ради каких-то высоких устремлений. Пусть они и являются заблуждениями на тот момент жизни. Ева тяжело переживает предательство любимого. И только время все расставляет на свои места. Она едет с покаянием к сыну, по сути, единственному близкому ей человеку.

    Не менее искренен в своей роли актер, который играет сына. Он искренен в своей обиде на мать за то, что она его бросила, за то, что не знает родного отца. Обделенное детство не может не сказаться на всей его последующей жизни. У него не складываются отношения с женой. Пронзительна сцена, когда во время приезда матери он берет на руки дочь и просит малышку повторять за ним, как она его любит. Мать он выгоняет из дома.
    Ева возвращается снова в свою пустую квартиру. Каждый раз в критический момент зритель чувствует, как ей хочется наполнить бокал. И тогда всем сердцем начинает умолять: не надо.
    По сути, это фильм о том, что никогда не поздно что-то изменить в своей жизни. Никогда не поздно исправить ошибки, пусть даже самые трагические. Главное - этого очень захотеть. И тогда жизнь дает тебе второй шанс.

    Сначала Ева устраивается на работу продавцом в супермаркет, затем идет мыть полы и унитазы в гостиницу ради того, чтобы помочь семье сына. Словакия вступила в Евросоюз, жизнь в бывшей социалистической республике очень непростая: жена Деде ездит на заработки в Австрию, где работает сиделкой, сам Деде без работы. У Евы уже давно нет предложений сниматься. Ее узнают и в магазине, и в гостинице как бывшую известную актрису. Но кто она теперь? Заработанные деньги она посылает сыну. Едет на похороны к сестре. И хотя Деде ее по-прежнему гонит, она перешагивает через эти обиды, поднимается над ними, тем самым признавая свою вину. И когда от Деде уходит жена, она снова едет к сыну.

    Совершенно потрясающая последняя сцена фильма. Кажется, что из самой глубины твоего сердца рвется какая-то затаившаяся боль. В фильме обозначено столько жизненных проблем, что даже не понимаешь, что тебя так зацепило, что вырвалось наружу, как очищение, прощение, осознание. Тот самый катарсис души, который рождается только от настоящего искусства.

     
    По теме
    Выставка-форум самых красивых арт-выставок по 40 направлениям искусств: живопись, ювелирное и эмальерное искусство, народно-художественные промыслы и подарочные фонды, интерьеры и антиквариат,
    Наивысшим проявлением непобедимости и дружбы народов стала Священная война против фашистских захватчиков, давая миру сотни тысяч примеров этой самой дружбы, когда беда одна на всех.
    Мы считаем, что ее лучше один раз увидеть и запомнить на всю жизнь! А еще у нее и яркое название - "Яркий мир" - согласитесь, что звучит по-весеннему!
    Торжественное открытие выставочного пространства «Вершины Победы», посвященного событиям Великой отечественной войны, состоялось накануне в СурГПУ.
    В Ханты-Мансийске состоялась церемония награждения лауреатов премии Губернатора Югры в области культуры, искусства и литературы, приуроченная ко Дню работника культуры.
    Ропатюк Светлана Николаевна, главный хранитель музейных предметов, - Благодарность директора Департамента культуры ХМАО.
    Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
    УФСИН
    Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
    Газета Варта
    new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
    Окружная больница
    Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
    Газета Варта
    Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
    СурГПУ